?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Некий протоиерей обнаружил буквально таки онтологическую связь между заблуждениями злых латынов и проскомидийными частицами. Свое он открытие он описал в статье, центральную мысль которой я и процитирую: ... утверждение, что якобы эти частички пресуществляются в Тело Христово, которое официально исповедуется у греко-католиков с Замостского собора 1720 года, есть не что иное, как отражение католической догматики, отрицающей нетварность божественных энергий, в соответствии с учением философа-платоника Варлаама Калабрийского. По католическому вероучению святые соединяются с Богом посредством твари, то есть, по сути дела, никакого непосредственного соединения человека с Богом не происходит, следовательно, не происходит и спасения. Или же требуется признать соединение святых с Богом по существу, что будет, несомненно, являться грубым языческим политеизмом. Но, как ни парадоксально, на самом деле невозможность непосредственного соединения с Богом и соединение с Богом по существу – философски представляются тождественными утверждениями. Платонизм, с его радикальным разделением материи и духа (дуализм) и соответственной вечностью обоих, и синтезированный с аристотелизмом неоплатонизм, с его эманацией божества, по сути дела, тождественны, и исповедуют одну единую субстанцию бытия – божество-космос-тело, начиная с тонкого небесного и заканчивая тяжелым земным. Каким бы не было противостояние Бога и мира в платонизме, он всегда мыслит Бога абсолютно имманентным миру и бытию. Поэтому у католиков, в соответствии с их догматикой, выбор остается только такой: либо признать эти частицы совершенно не приемлющими никакого освящения (тогда для чего они вообще нужны? – в латинском обряде их собственно и нет), либо признать их пресуществляющимися в Тело Христово (как у униатов). Вот, оказывается, что скрывается за неправой верой в пресуществление проскомидийных частиц – древний языческий платонизм!
Остается лишь недоумевать - почему автор не направил статью прямиком в Ватикан?! Ведь дело настолько серьезное, что даже грешно скрывать от католиков так страшно нависший над ними дамоклов меч из проскомидийных частиц...

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
ustavschik
Apr. 22nd, 2015 06:23 pm (UTC)
Блин, а греки-то, бедолаги -- у них-то тоже (вот засада) есть вера в то, что частицы с дискоса прелагаются в Тело. И влагаются проскомидийные частицы в Чашу не после причащения мирян, как у нас, а до. Засада...

P. S. И почему это вдруг Собор оказался Замостским, коли он всю жЫсть числился Замойским?
ortheos
Apr. 22nd, 2015 06:36 pm (UTC)
А где можно почитать про эту веру греков?
ustavschik
Apr. 22nd, 2015 07:05 pm (UTC)
Например, у Печатнова (в главе о раздроблении Св. Агнца и причащении священнослужителей). Сразу оговорюсь: это не всеобдержная вера греческих Церквей. Более того, ряд весьма авторитетных греческих богословов высказывался в пользу того, что частица на дискосе освящаются, но не прелагаются в Тело Христово.
И, тем не менее, греческие Иератиконы по сей день предписывают вложение частиц в потир до "Со страхом Божиим...".
bernarius
Apr. 23rd, 2015 02:24 pm (UTC)
недавно тема обсуждалась: http://danuvius.livejournal.com/421706.html?thread=6758218#t6758218 там есть и ссылки
quaeritans
Apr. 22nd, 2015 07:11 pm (UTC)
Нашел на кого ссылаться - на греков. Уже давно рекли старцы, что в самой еллино-греческой грамматике еретичесвто есть!
P.S. А у греков есть вынимание частиц из просфор с параллельным чтением записок как у нас?

Edited at 2015-04-22 07:14 pm (UTC)
ustavschik
Apr. 22nd, 2015 07:21 pm (UTC)
в самой еллино-греческой грамматике еретичество есть!
Да хрен с ней, с грамматикой. Просто... эта... [шёпотом] получаецца, што еллини (они, конешно, лукави суть и фсьо такоэ) тоже... как бы покультурнее... в онтологическом заблуждении (хоть и не фсе)?
И как после этово жЫть?

По постскриптуму -- вот не помню навскидку. Пошукаю, если што попадёцца -- отпишусь.

Edited at 2015-04-22 07:22 pm (UTC)
quaeritans
Apr. 22nd, 2015 07:30 pm (UTC)
Re: в самой еллино-греческой грамматике еретичество ест
Пошукай уж.
А насколько вообще оправдан обычай вынимания частиц из десятков и сотен просфор, как это бывает у нас? С твоей т.з. в смысле. По-моему архим. Киприан (Керн) критиковал эту практику (или в частности выниманием частиц неслужащим иереем).
ustavschik
Apr. 23rd, 2015 02:47 pm (UTC)
Re: в самой еллино-греческой грамматике еретичество ест
С твоей т.з. в смысле
На мой взгляд, значение у них осталось сугубо ритуалистическое. Я как-то эксперимента ради попробовал перед чем-то многолюдным (на всенощной перед вс, вроде бы) вынуть по частице за все имена во всех записках. Ой, що получииилось...
По сути, значение частиц в нашем обиходе потеряно вчистую. И если абстрагироваться от псевдоконсерватизма (дескать, раз записку дали, надо щось-нибудь выколупать), то никакого практического или тАинственного значения у них не осталось. У старообрядцев, кстати, такого обилия что записок, что частиц нет.
quaeritans
Apr. 23rd, 2015 04:03 pm (UTC)
Re: в самой еллино-греческой грамматике еретичество ест
Ритуализм - великая сила.
Хотя мне в целом не совсем понятен смысл подавать записку в алтарь, если каждый может сам помолиться за тех, которых "в помышлении имать". Но главная тайна - великопостные записки.
С др. стороны, нужно учесть финансовую сторону храмовой жизни.
ustavschik
Apr. 23rd, 2015 08:48 pm (UTC)
не совсем понятен смысл подавать записку в алтарь
Тут-то как раз вполне понятно -- совершение жертвоприношения за конкретного просящего.
Процитирую братий наших меньших:
Institutio generalis
335. Евхаристическая Жертва Христовой Пасхи приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие — утешение в надежде.
339. Следует побуждать верных, особенно родственников умершего, приступать к Святому Причащению и таким образом участвовать в Евхаристической Жертве, совершаемой за этого умершего.
quaeritans
Apr. 23rd, 2015 10:16 pm (UTC)
"339... приступать к Святому Причащению" - вот именно. Но немного статистики - на Радоницу у нас было человек 300, причастников около 20 (может 30). (конечно, могу допустить, что все остальные причащались в Фомино воскресенье).
ustavschik
Apr. 24th, 2015 12:48 pm (UTC)
Неее, это неправильный акцент :)
Жертва-то за усопшего всё равно принесена, а родственники могут принять участие в жертвоприношении, могут не принимать. Лучше бы, канэшна, щоб принимали, но на сам факт заказного жертвоприношения оное никак не влияет :)
quaeritans
Apr. 24th, 2015 07:37 pm (UTC)
Главное правильно заказать :)
ustavschik
Apr. 25th, 2015 08:27 pm (UTC)
правильно заказать
Вот!!!
sadovnica
Apr. 22nd, 2015 06:25 pm (UTC)
А я, по правле говоря, практически ничего не понимаю в вопросах догматики. И страшно опасаюсь на эти темы говорить, потому что собеседники читали и того, и этого, а я даже не могу понять, почему это так важно. То есть, видимо, есть периоды, и люди, для которых сверхважно, а я, похоже, не доросла до этих вопросов... Мне другие вещи кажутся важней.
quaeritans
Apr. 22nd, 2015 07:08 pm (UTC)
"Мне другие вещи кажутся важней" - мне тоже так кажется :)
Просто я собираю перлы на "особенно возвышенные" богословские темы :)
ortheos
Apr. 22nd, 2015 06:35 pm (UTC)
Думаю, это последнее, что волнует Ватикан.
sibeaster
Apr. 22nd, 2015 08:46 pm (UTC)
(Шепотом) Автор там говорит о том, что на Западе служат на одном хлебе. Вообще-то на римской литургии разом пресуществляются в Тело множество гостий, а не только та, которой манипулирует целебрант. Более того, когда предполагается много причащающихся под двумя видами, там и чаш тоже будет много.
Что-то сомневаюсь я, что автор хоть раз видел литургию римского обряда...
quaeritans
Apr. 22nd, 2015 08:53 pm (UTC)
Да я вот думаю, может быть разместить в комментариях к той статье ссылки на видео католических богослужений?
sibeaster
Apr. 22nd, 2015 08:55 pm (UTC)
М.б., имеет смысл, т.к., боюсь, что автор только читал только критику и только тридентины. Отсюда и такие странные заявления, не имеющие отношения к реальности
quaeritans
Apr. 22nd, 2015 09:05 pm (UTC)
На самом деле это далеко уже не первый случай на Богослов.ру - публикуют статьи авторов, которые не утруждают себя обращению к источникам (даже с учетом того, что есть русские переводы источников).
smirennyj_otrok
Apr. 22nd, 2015 11:09 pm (UTC)
обличительный бред в чистом виде. список литературы тоже тупой
quaeritans
Apr. 23rd, 2015 04:50 am (UTC)
Так списка вроде и нет вообще, только сноски.
smirennyj_otrok
Apr. 23rd, 2015 11:48 am (UTC)
я ожидал как минимум ссылки на Замойский собор
bernarius
Apr. 23rd, 2015 02:26 pm (UTC)
ну сказанное о Замойском соборе, наверное, единственный верный факт в этой писанине :))
ustavschik
Apr. 23rd, 2015 02:38 pm (UTC)
Попрошу заметить, что автор ссылается не на Замойский, а на Замостский Собор :)
bernarius
Apr. 23rd, 2015 02:46 pm (UTC)
такое написание вполне допустимо
ustavschik
Apr. 23rd, 2015 02:49 pm (UTC)
Знаю :)
Но устоявшаяся традиция именования, идущая еще от деяний этого Собора -- именно Замойский. И если автор явно пренебрегает этой традицией, это всего-навсего еще один штрих в общей картине.
bernarius
Apr. 23rd, 2015 03:11 pm (UTC)

+++ идущая еще от деяний этого Собора+++

точнее от их польского перевода
ustavschik
Apr. 23rd, 2015 08:26 pm (UTC)
от их польского перевода
???
В изданном славянском тексте постановлений Собора он назван именно Замойским.
bernarius
Apr. 23rd, 2015 09:25 pm (UTC)
Оригинальный язык Деяний собора, естественно, латинский (Synodus provincialis Ruthenorum, habita in civitate Zamosciae). 1-е издание в Риме в 1724 г. Потом был перевод на польский (Synod prowincyalny Ruski w Meście Zamoyśсiu), а в 1744 г. появляется перевод на западно-русский в исполнении Афанасия Шептицкого. В современной русской исслед. литературе присутствует узус нескольких вариантов названия собора, но условно официальным будет "Собор в Замостье или Замосце".

Edited at 2015-04-23 09:26 pm (UTC)
bernarius
Apr. 23rd, 2015 02:18 pm (UTC)
феерично!
quaeritans
Apr. 23rd, 2015 03:55 pm (UTC)
Да:) Но странно, что на "научном богословском портале" похоже нет даже минимального рецензирования публикуемых материалов.
bernarius
Apr. 23rd, 2015 07:55 pm (UTC)
Вы еще чему-то удивляетесь... :)
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

quaeritans
Quaeritans

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com